ЕДИНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
    ВОЛГОГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ ИМЕНИ БЛАГОВЕРНОГО
    ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО 
         по благословению митрополита Волгоградского и                         Камышинского ГЕРМАНА

 

Святые места

Подписаться на RSS

ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Свято-Введенская Козельская Оптина Пустынь находится недалеко от г. Козельска, на живописном берегу реки Жиздры. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой. Первые документальные свидетельства о монастыре относятся ко времени царствования Михаила Феодоровича Романова. Расцвет духовной жизни в монастыре в XIX столетии был связан с возрождением старчества. Сюда из разных монастырей переселились благодатные старцы, ныне прославленные в лике святых - преподобные Лев (Наголкин), Моисей и Антоний (Путиловы), Макарий (Иванов) и др.

Старчеством называется окормление монахов и мирян опытным духовником, при условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему отцу-старцу, которому духовные чада открывают свои поступки и помыслы, и рекомендации которого они принимают как послушание. Удивительные благодатные дары были явлены миру в служении преподобных старцев Амвросия, Макария, Барсонофия, Нектария.

Утолить духовную жажду у этого источника благодати приезжали многие известные писатели: Федор Достоевский, Николай Гоголь, Лев Толстой, князь Константин Романов и другие известные представители русской интеллигенции. И они не просто посещали монастырь, а были духовными чадами Оптинских старцев. Мы являемся свидетелями возрождения обители. В настоящее время в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Освящены два святых источника: прп, Амвросия у скита и прп.Пафнутия, недалеко от обители. И, как прежде, все идет нескончаемый поток паломников. Люди приходят сюда за исцелением духовным, за помощью в бедах к великому старцу Амвросию, ко всем старцам Оптинским и уносят в своих сердцах благодатный образ Оптиной и благословение св. подвижников, в ней просиявших.

Доступные для паломников храмы и святыни:1. Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750—1771 годах). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.Храм имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.

2. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году).

Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский.

Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.

Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.

3. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.).

Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.

4. Храм в честь Преображения Господня. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма.Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).В этом храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.

5. Храм прп. Марии Египетской. 20 октября 2011 года состоялось малое освящение правого предела в честь святой праведной Анны, матери Прествятой Богородицы и преподобной Марии Египетской. С этого дня в храме проходят богослужения. Несмотря, на то, что храм находится на монашеской территории, он открыт для паломников.

Храмы недоступные для посещения паломников:

Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту (построен в 1825 г.):

Престол один в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита. Скит Иоанна Предтечи является серцем Пустыни.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»:

Храм построен в 1997—2000 гг. Находится на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.

На сайте www.optina.ru Вы найдете подробную информацию о монастыре, его истории и "жизни".


ВОРОНЕЖ

День праздника Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемый 1 (14) октября стал торжественным в память видения святым Андреем и учеником его Епифанием во Влахернском храме (что в Константинополе) Божией Матери, осенявшей молившийся народ своим покрывалом - покровом. Сама Пресвятая Дева являлась в русской православной традиции небесной покровительницей и заступницей Российского государства. Праздник Покрова был установлен на Руси примерно в XII веке и со временем превратился в великий и особо чтимый народом. В Воронежской епархии было более сотни Покровских храмов. Покровская церковь в Воронеже имела боковые приделы в трапезной в честь Сретения Господня (освящен в 1748 г., возобновлен в 1779) и иконы Божией Матери «Знамение» (устроен в 1796 г.).

При очередном ремонте в 1872 г. иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане предметов упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков.

В церковной ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники: протоиерей Иоанн Авсенев (1804 - 1892), послуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860 - 1904). Здесь же покоились церковные старосты: Лонгин Кириллович Шашков (1779 - 1858) и Василий Онуфриевич Ухин (1877). Сейчас за алтарем уцелела лишь могила митрополита Воронежского и Липецкого Иосифа (1871 - 1961).

Революция нарушила привычный ритм жизни. В 1921 году из Покровской церкви были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья. Церковь была закрыта и кощунственно превращена новой властью в конюшню. В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы, затем в 1927 году она перешла в руки григорианцев. Богослужения в Покровском храме совершались до мая 1932 года, когда облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его под Дом обороны. Потом в храме расположился антирелигиозный музей.

Требования жителей о возвращении храма в 1948 году увенчались успехом и здание передали православной общине, и летом в нем начались богослужения. С 1948 года Покровская церковь стала кафедральным собором. 17 сентября 1989 года в Покровский собор были торжественно переданы мощи святителя Митрофана, епископа Воронежского, на протяжении шестидесяти атеистических лет хранившиеся в Воронежском областном краеведческом музее. Эта дата внесена в церковный календарь как второе обретение мощей воронежского первосвятителя.

14 и 15 ноября 1998 года в кафедральном соборе необыкновенно торжественно и благолепно проходили службы с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. От Покровского собора крестный ход во главе с Патриархом Алексием II направился к месту строительства Благовещенского собора, которому суждено было стать епархиальным собором и принять к себе мощи святителя Митрофана.

5 декабря 2009 года накануне дня памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, мощи небесного покровителя Воронежской земли были перенесены из Покровского кафедрального собора в уже построенный кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

ТАМБОВ

Спасо - Преображенский собор - главный храм Тамбова, самый древний в области, и как утверждают знатоки, самый красивый. Строили его около 80 лет с конца XVII века почти до конца XVIII. Начинал строительство епископ тамбовский Питирим, а достраивали храм благодаря взносам тихвинских купцов, в частности, Матвея Бородина. Изначально он планировался как одноэтажный. Но уже в процессе строительства Питирим решил возвести и второй этаж. Недалеко от собора была возведена трехярусная колокольня. Она, увы, не сохранилась. Когда собор в 1930 году закрыли. Колокольню разобрали и камнем замостили дорогу.

В кафедральном соборе хранились главные тамбовские святыни и размещалась богатейшая коллекция храмовых икон, написанных известными иконописцами. В их числе: чудотворная икона Казанской Богоматери, написанная Тамбовским епископом Питиримом, Распятье Спасителя с богоматерью и Иоанном Богословом. Четыре престола собора (два верхних и два нижних) были посвящены: Преображению Господню, святому Питириму (основателю храма), Благовещению и святому Николаю.

Русская церковная история богата подвижниками, которые оставляли о себе добрую память. Святость их жизни исходила из безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу, а также из стремления поделиться с людьми животворной мудростью и жизненным опытом. Таким святым подвижником являлся и святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей. Здесь, у мощей святителя Питирима, явившегося для Тамбовской земли «воистину неоскудной врачебницей», можно приложиться к честной ризе святителя, которая, как свидетельствуют строки из акафиста св. Питириму, «на недужные полагаема, дарует исцеления» всем немощным и скорбящим людям. Мощи Питирима хранятся в раке в нижнем храме.Там же находится фелонь святого, подаренная ему царём Алексеем Михайловичем. Сюжетами из жития Питирима расписана лестница и притвор, верхний храм расписан фресками уже в ХХ веке. Поездка предполагает посещение святого источника.

На протяжении более, чем двух веков Спасо-Преображенский собор выполнял функции духовного и культурного центра губернии. Его неоднократно посещали весьма высокопоставленные лица, бывал здесь Николай II, княгиня Елизавета Федоровна, святой праведник Иоанн Кронштадтский.

Как и большинство религиозных учреждений в советское время, Спасо-Преображенский собор был закрыт. Вернули его верующим в конце прошлого века. Сегодня собор - главный храм Тамбова. Здесь проходят богослужения, его посещают тысячи верующих. В поездке предусмотрено посещение святого источника.

РАДОНЕЖ

Земля Радонежская сохранила до нашего времени частичку той далекой от нас и по времени и по духу эпохи, когда раздробленная, разобщенная Русь стала молодой и растущей Россией. Той России, что вышла на куликово поле. И именно здесь вырос величайший подвижник земли русской, преподобный Сергий, отпечаток святости которого казалось навсегда остался в этих чудесных краях. "не то, чтобы это место было славно или знаменито, но так Бог благоизволил - да прославил угодника своего на этом месте" - писал о Радонеже Дмитрий Ростовский в Житии преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Здесь в Радонеже, прошли детские и юношеские годы преподобного Сергия - в миру Варфоломея Кириллова, отсюда он по смерти родителей (в 1337 году) ушел на гору Маковец приняв монашеский постриг и имя Сергия. Старший брат преподобного (тоже прославленный как святой) Стефан, пробыв с ним недолго, уйдет в Москву в Богоявленский монастырь, где станет игуменом и духовником великого князя Симеона Гордого. Мы посетим Святой источник, который расположен на юго-западной окраине села, у крутого левого берега р. Пажа, где стоит Преображенская церковь. Рядом с храмом 29 мая 1988 г. установлен памятник Сергию Радонежскому. К источнику идем справа от церкви по узкой бетонной дорожке-ступенькам. Территория благоустроена, слив воды средней силы из двух труб. Рядом деревянная купальня. По преданию, источник забил по молитве прп. Сергия.

Из истории города :

Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними – присматривать и помогать престарелым родителям.В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела – Сергия Радонежского и Михаила Малеина. В XVIII веке село приобрело новое название – Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем – четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной – небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена.Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей. Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева. В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых – Преподобного Сергия Радонежского. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

ХОТЬКОВО

Покровский монастырь был первым документально известным поселением на территории современного города Хотьково. Начальная история монастыря полна загадок. Документально подтверждаемые сведения крайне скудны. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или "Хотков". Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя "Хот" или "Хотьк".

В житии Сергия Радонежского говорится, что преподобный и брат его Стефан приняли монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г. (по преданию, родителями прп. Сергия Радонежского - Кириллом и Марией. И сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.

Из истории:

В XIV в. он более напоминал церковный погост, поскольку Покровская церковь с кладбищем и, возможно, дворы причта стояли отдельно от келий старцев и стариц. В одной из писцовых книг конца XVI в. обитель прямо названа погостом: "на Хоткове монастырь Покров Святые Богородицы... а в прибавочных книгах тот погост не написан".

В XIV в. деревянная Покровская церковь скорее всего была небольшой, простейшего так называемого "клецкого" типа. Немногочисленные деревянные кельи старцев и стариц стояли ниже церкви, занимая территорию южной оконечности Хотьковского мыса. Так, вероятно, выглядел Покровский монастырь при жизни родителей преподобного Сергия и при нем самом. Вполне возможно, что уже тогда сложилась его необычная "уличная" планировка.

До 1504 г. монастырь объединял мужскую и женскую монашеские общины, затем стал женским. В те времена здесь были 2 деревянные церкви и 16 монашеских келий. В 1506 г. великий князь Московский Василий III назначил обители небольшое содержание, а 1 августа 1544 г. четырнадцатилетний Иван IV, находясь на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, передал Покровский монастырь "на Хоткове ему в управление ". Передача была оформлена соответствующей жалованной грамотой, подписанной великим князем здесь же в Троице. В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим. Постепенно девичий монастырь начал приходить в лучшее, чем прежде, состояние. К середине 80 годов XVI в. в нем появилась ещё одна деревянная церковь - Никольская. К концу столетия деревянные строения Покровского монастыря заняли всю южную и среднюю часть Хотьковского мыса. Над обнесенной оградой территорией господствовала вертикаль шатровой Покровской церкви, построенной после 1544 г. Рядом возвышалась теплая "клецкая" Никольская церковь.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили. В январе 1644 г. был заложен первый в истории Хотькова монастыря каменный храм. Работы по строительству были завершены в 1648 г.

Самостоятельным Хотьков монастырь стал в 1764 г., он был выведен из ведения Троице-Сергиевой Лавры и подчинен Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса. Государственное содержание, на которое был переведен Хотьков монастырь в 1764 году, обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств, поэтому хотьковские монахини и белицы должны были, как и в прошлые времена, сами заботиться о себе. Выручали их небольшие угодья, оставленные монастырю, и навыки к рукоделию. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе серебром и золотом. В конце XVIII в. искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья прославились монахини Прасковья Шатилова, Анна Титова, Авдотья Иванова и Наталья Баскакова. Их руками вышиты замечательные по красоте церковные облачения, хранящиеся ныне в собрании Сергиево-Посадского музея в Лавре.

К концу 1781 г. завершилось строительство каменной ограды вокруг монастыря. Плоскость стены высотой несколько более 3,5 метров оживлялась ритмичным чередованием выложенных кирпичом лопаток и филенок. На углах возвышались четыре восьмиугольные башни с высокими, обшитыми тесом, шатровыми кровлями. В центре южной и северной линий ограды были устроены соответственно "Водяные" и "Святые" ворота.

Главными святынями обители, помимо гробницы родителей прп. Сергия Радонежского, были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 г. и холеры в 1848 г.

Покровский собор построен в 1816 г. с 2 приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя митрополита Алексия. Храм святого Николая Чудотворца построен в 1768 г., возобновлен в 1904 г. с 2 приделами: правым - во имя святых аппостолов Петра и Павла (освящен в 1835 г.) и левым - в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (освящен в 1853 г.). Церковь над северными вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1791 г. Церковь над южными вратами во имя св. Митрофана Воронежского - в 1833 г.

После Святых ворот Покровский собор - второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма. Благодаря простой и гармоничной архитектуре он стал главным украшением обители.

Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, в память о завещании преподобного Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться гробнице родителей великого Радонежского чудотворца.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После своего закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались и разрушались.

В марте 1989 г. в возрожденном Покровском соборе состоялся первый молебен. С этого началась новая жизнь Покровского Хотькова ставропигиального монастыря. На его территории находятся: Покровский собор (1810 гг.); Никольская церковь (1902-1904 гг.); надвратные храмы Иоанна Предтечи и свт. Митрофана Воронежского (XVIII-XIX вв.), кельи и службы (XIX в.).

В 2008 году Покровский монастырь отметил 700-летний юбилей. В настоящее время ведутся реставрационные работы.

НОВОМАКАРОВО

«Сим Победиши» — эти слова начертаны на поклонном Кресте, который встречает паломников при въезде в монастырь Серафима Саровского. Он расположен в 150-ти километрах от Воронежа, на границе Аннинского и Грибановского районов, неподолеку от села Новомакарово. Создание обители началось в 1995 году.Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители. Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил Великий Чудотворец и молитвенник земли Русской Преподобный Серафим Саровский.

Он родился в 18 веке и явил образ любви Христовой ко всем людям врачуя их раны телесные и душевные. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где угодник Божий Батюшка Серафим молился и принимал многочисленных посетителей. Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души. «Стяжи дух мирен и тысячи во круг тебя спасутся» — эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе. С этой целью приходят люди в обитель, чтобы через отречение от собственной воли покориться воли Христовой. На Воронежской земле был основан монастырь, который не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте. Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение РоссииВ июне 2004 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского священно-архимандрита обители из Дивеева была доставлена частица святых мощей преподобного Серафима Саровского.В монастыре находятся частицы святых мощей угодников Божиих: - Преподобного Серафима Саровского, частицы его святой мантии и епитрахиль, частицы гроба Саровского Старца- Частица животворящего Креста Господня- Частица хитона Спасителя- Частица лестницы, по которой Спаситель восходил на суд к Пилату- Святого Крестителя Господня и Предтечи Иоанна- Великомученника Пантелиимона- Святителя Николая- ЧудотворцаПреподобных старцев Оптинских- Часть облачения преподобного Серафима Вырецкого- Святого Блаженного Павла Таганрогского- Преподобномучениц Великой Княгини- Преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары- Великомученика Иоанна Воина- Мученицы Марины- Преподобного Антония Великого- Пасхальное поздравление русским воинам, подписанное самолично Святой Императрицей Александрой Федоровной и детьми царской семьиКак бесценный дар милости Божией обитель хранит переданные ей чудотворные иконы Божией Матери, покровительницы монашествующих «Скоропослушница», перед которой каждый день совершается молебное пение с чтением акафиста.Так же в храме монастыря находится образ Заступницы усердной рода христианского Матери Божией «Казанской» и список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Ахтырской».В восьмиконечном киоте над царскими вратами помещена икона Богородицы в «Скорбях и печалях утешение», перед которой богомольцы изливают свои скорби и жизненные трудности, получая от Матери Божьей утешение и их разрешениеДля духовного назидания всех верующих была построена копия ближней пустыньки блаженного старца Серафима, в которой он совершал свой подвиг в последние годы жизни. Внутри пустыньки находится часть камня, на котором преподобный молился 1000 дней и ночей и частица от келии, привезенная из Сарова. Внутренний вид святой келии и благодать, которая присутствует там подвигает верующих на духовное служение Богу и ближним.На территории монастыря находится святой источник, который был известен с незапямятных времен и в народе считался целебным. Сейчас расчищенный, благоустроенный и освященный в честь преподобного Серафима он привлекает к себе водой, имеющей целебную силу. Она особенно помагает тем , кто страдает болезнью ног и другими недугами.«С верою кто да приимет, здрав бывает. Всяку немощь попирает зело».По завершении ремонта кровли на храме Покрова Божией Матери, в благодарность Царице Небесной, был ископан источник и построена купель в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», В этом источнике, по вере прибегающих к молитвенному заступничеству Божией Матери, получают исцеления от душевных и телесных недугов, в том числе, пьянства, наркомании и табакокурения.
Сайт монастыря www.serafimov-skit.ru

ЗАДОНСК

Задонск - город великих христианских духовных традиций, которые возвели Задонск в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра - "Русского Иерусалима" - совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. В начале XVII века по благословению патриарха Гермогена из Московского Сретенского монастыря пришли за Дон два благочестивых старца Кирилл и Герасим. Они выбрали для первой церкви будущего монастыря возвышенное место на правом берегу Тёшевки. С ними была копия чудотворной иконы Владимирской Богоматери. От нее и пошло название первого деревянного храма во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери будущего Богородицкого монастыря.

К старцам потянулись люди. Монахов было всего лишь 12. Горнилом и колыбелью духовности был Задонский Богородицкий монастырь. В начале 1763 года императрица Екатерина II,собственноручно написала решение: "Быть епископом Воронежским викарию Новгородскому (свт. Тихон). Он стал одиннадцатым епископом на Воронежской кафедре. Деятельность святителя Тихона по управлению епархией началась с преодоления административно-хозяйственных неурядиц, искоренения невежества, повышения уровня духовного просвещения, начиная со священнослужителей. 10 августа 1763 года была открыта духовная школа и возобновлена деятельность Воронежской духовной семинарии. Будущих пастырей епископ призывал к "доброму житию". Но невозможность быстрого устранения недостатков в столь обширной Воронежской епархии, с ее "казацкой вольницей", беглыми людьми, раскольниками, вызывала разочарования и потрясения в чистосердечном пастыре. Эти причины и побудили святителя Тихона отказаться от Воронежской кафедры и удалиться на покой.

После кончины святителя Тихона в 1783 году его мощи пребывали в пещере, находившейся под алтарем старого Владимирского собора Богородицкого монастыря. Он еще до смерти выбрал место на пути в алтарь, говоря: "Пусть мое грешное тело попирается ногами". 12 мая 1846 года были обретены нетленными мощи святителя. Со дня кончины его прошло 63 года. После смерти слава о деяниях Тихона продолжала расти. Паломничество к Тихону приобретало такие заметные масштабы, что в 1814 году епископ Воронежский Антоний II в докладной записке в Синод констатировал факт стихийного массового почитания его как святого. 20 июня 1861 года указом Святейшего Синода святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Православной церкви. Торжества по случаю канонизации и объявленного открытия мощей св.Тихона были назначены на 13 августа 1861 года, в день кончины святителя. После революции мощи св.Тихона были осквернены. Им была уготована судьба многих русских духовных реликвий, попавших под "красное колесо". В январе 1919 года специальная комиссия вскрыла гробницу Тихона. В 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья обе серебряные раки: малая - из Рождественской церкви и большая - из Владимирского собора были конфискованы. В 1932 году мощи были вывезены из Задонска и позже оказались в Орловском краеведческом музее. В 1988 году по случаю 1000-летия Крещения Руси они были переданы Орловской епархии. Там мощи пребывали до момента торжественного возвращения их под своды Владимирского собора Рождество-Богородицкого монастыря в 1991 году . Через два года обители возвратили мощи митрофаньевских старцев, духовных последователей, единомышленников св.Тихона, тех, кто был похоронен в одной усыпальнице-пещере. "Первый среди них схимонах Митрофан, самый близкий" друг святителя, присутствовавший при его кончине. В Задонском монастыре пребывал некоторое время Иоанн Затворник -
основатель Лебедянского Сезеновского монастыря, находящегося ныне в глубоком забвении. С этим же монастырем имели глубокие связи и Илларион - основатель Троекуровского Лебедянского монастыря, и преподобный Амвросий Оптинский. В 1990 году обитель возвращена Русской Православной Церкви, а возобновление монастырской жизни произошло в 1992 году. Ныне Рождество-Богородицкий монастырь занимает почетное место среди самых знаменитых, особо прославленных монастырей Центрально-Черноземной России, составляющих "пояс Богородицы". Это и поныне духовное сердце Задонска, центр притяжения тысяч паломников.
 Недалеко от монастыря находится купальня над источником святителя Тихона. Много паломников приезжает сюда, чтобы, помолившись, искупаться в холодной воде святого источника и получить исцеление от разных, часто неизлечимых болезней, душевных и телесных недугов.

ТРОИЦЕ - СЕРГИЕВА ЛАВРА

Поломничество в обитель Преподобного Сергия, где мохно принять участие в монастырских богослужениях, в Таинствах исповеди, соборования и причастия, заказать необходимые церковные поминовения в храмах Лавры о живых и усопших, познакомиться историей монастыря, его святынями и бесценными художественными сокровищами. Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.

В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 –1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле "московского барокко" отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).

За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.). Закрытая в 1919 году академия возродилась в 1946 году. Московские Духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников. При семинарии действует Регентская и Иконописная школы.

МУРОМ

Над красавицей – Окой раскинулся городМуром. Древний, сказочный, святой… В год крещения Руси (988) князь Владимир Киевский сажает одного из своих младших сыновей – Глеба на Муромский стол вместе с братом Борисом Ростовским. Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

От княжеских распрей страдала вся русская земля и Глеб был убит Святополком Окаянным, жаждавшим обладать Киевским княжеством. После смерти великого князя Ярослава Мудрого Муром стал ареной борьбы между Олегом Святославичем Черниговским и Изяславом, сыном Владимира Мономаха. В 1096 г. под стенами города состоялась между ними битва.Изяслав в ней погиб и тело его было положено в монастырь святого Спаса. Так летопись упоминает о древнейшем в России монастыре – мужском Спасо-Преображенском.

Здесь у монастырских стен заканчивалась Русская земля: правый берег Оки был враждебным: на Русь приходили половцы, волжские булгары, а позднее и татаро - монголы. В1552 году Иван Грозный перед походом на Казанское ханство 10 дней провел в городе дожидаясь подхода войск. После взятия Казани Муром из пограничного города превратился в цветущий ремесленный и торговый центр. С эти городом связано поэтичное житие муромских святых князей - Петра и Февронии. Муромский князь Петр взял себе в жены мудрую деву Февронию, вылечившую его от страшного недуга. Но гордые бояре не желали иметь княгиню из простонародья и потребовали ее выгнать. Тогда Петр оставил Муром, где сразу же началась борьба за княжеский стол. Пришлось муромцам посылать гонца за Петром и Февронией, умоляя их вернуться назад. Князь и княгиня жили в любви и согласии, а в конце жизни одновременно приняли монашеский постриг и завещали положить себя после смерти в одной каменной гробнице. Люди побоялись выполнить их волю и погребли
тела врозь, однако на утро святые супруги оказались вместе. Их снова разлучили, но чудо повторилось. И  тогда тела оставили в покое, а спустя три века, в 15
 47 г. Петра и Феронию причислили к лику святых. Мощи святых супругов-чудотворцев пребывают в Свято-  Троицком женском монастыре. В нем же находится Вилинский крест, содержащий в себе 33 частицы мощей  св.угодников Божьих и список чудотворной Муромской иконы Божией Матери.

 Нас ждет:-Благовещенский монастырь, в котором находятся: мощи св.блгв. князей Константина, Феодора,  Михаила; -Никольский храм с мощами св. прав. Иуоиании Лазаревской. Около церкви находится источник  свят. Николая; -Спасо-Преображенский мужской монастырь с чудотворным списоком иконы Божией Матери "Скоропослушница" и частица мощей прп. Илии Муромца. 
Сайт монастыря: www.svyto.ru

САНАКСАРЫ

Санаксарский монастырь. В Мордовии, недалеко от г. Темникова, в очень живописном месте расположен Санаксарский монастырь, знаменитый своим игуменом прп.Феодором Санаксарским. Рядом с ним почивает в раке, похожий на парусный корабль, его племянник, выдающийся русский флотоводец праведный Федор Ушаков и преподобно- исповедник Александр (последний игумен до его ликвидации). Здесь же мы побываем на могиле духовника обители Иеронима и почтим его память. Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль.

Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина). Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметру корпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.

Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. С первых лет основания монастырь славился строгостью своего устава. Вся Русь знала его. Сюда приезжали монахи и из других обителей, которые желали спастись в более суровых условиях.

Замечательный пример подвижничества и в то же время огромной любви к братии и паломникам подавал сам игумен иеромонах Феодор.
В настоящее время эти традиции поддерживаются. В монастыре ощущается строгость жизни, порядок, любовь к ближнему. История монастыря насчитывает три с половиной века. "Словарь географический Российского государства", изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь "есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой общежительной жизни монашествующих, так и по отличному вкусу строения своего и пре красному местоположению".
Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора.

Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую обитель. Душа, исполненная сомнений и вопросов, «жаждет» христианского участия, умного, сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев

Сайт мoнастыря: www.sanaxsar.com