ЕДИНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
    ВОЛГОГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ ИМЕНИ БЛАГОВЕРНОГО
    ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО 
         по благословению митрополита Волгоградского и                         Камышинского ГЕРМАНА

 

Святые места

Подписаться на RSS

БОГОЛЮБОВО (ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ)

Свято-Боголюбов монастырь - одна из древнейших русских обителей, Родина и колыбель самодержавия в России, место, освященное Небесным посещением Богоматери, место, где написана Боголюбивая Ее икона — одна из первых прославленных на Руси... Белокаменные плиты княжеского дворца обагренные мученической кровью святого князя Андрея Боголюбского... Обитель, откуда провожали в последний путь тело св.кн. Александра Невского... Величественный собор, который освящал святитель Феофан Затворник... Монастырь, который удостоил своим посещением царь-мученик Николай II... Православная святыня, которую промыслительно сохранил Господь и до наших дней. Ибо, вобрав в себя восемь с половиной веков русской истории, монастырь является живым свидетелем как былой славы и могущества русского государства, так и его безславного разорения и упадка.

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. В русской архитектуре нет памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Церковь стала первым храмом посвященным новому религиозному на Руси празднику — Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия Киевского митрополита и патриарха Константинопольского и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы над Владимирской землей и более широком смысле и всей Русской.

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. Внутреннее пространство церкви подчинено идеи — движению ввысь. Всеми доступными средствами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения.

Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание.

ВЛАДИМИР (ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ)

Владимир - город, с тысячелетней историей, основание которого связывают с именем киевского князя Владимира Святославича. В 990-е годы Владимир Креститель на высоком берегу некогда полноводной р.Клязьмы основал новую крепость по образу и подобию Киева. В середине XII в. в период правления князя Андрея Боголюбского Владимир становится главным городом Северо-восточной Руси, а во времена татаро-монгольского нашествия - общерусской столицей. Князь Андрей, а затем его младший брат Всеволод «Большое гнездо» превращают крепость в златоглавый белокаменный град. До наших дней сохранились во Владимире белокаменные храмы той поры: Успенский и Дмитриевский соборы.

В программе поездки - Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Владимире Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, образец для строительства русских храмов.

В 990 году во Владимире на Клязьме была построена из ду
бового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным».Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.С 1176г по 1536г. Собор был разграблен Ростиславичами, дважды татарами, горел в пожаре и пострадал от землетрясения. В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол - в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIIIXIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя, собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр, в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесенаВладимирская икона Божией Матери, в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века. В начале XVII веке собор находился в запустенииК началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князейАндрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. До 1927г собор жил и действовал согласно уставу, а с 1927 г по 1944г был закрыт. 1944 – при соборе возникла церковная община во главе с настоятелем собора священником Сергеем Фестинатовым, вернувшимся из заключения. Его трудами Успенский собор был открыт и торжественно освящен на праздник Благовещения – 7 апреля 1944 г. Успенский собор становится кафедральным собором Владимиро-Суздальской епархии.Святыни собора: Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский; Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе).Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши - аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна, Александр Виноградов, Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович , Блгв. кн. Глеб Андреевич , Свт. Максим, митр. Киевский, Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский, Никон (Софийский), архиеп. Карталинский, Павел (Гребневский), еп. Владимирский , Сщмч. Патрикий, свящ. Платон (Петрункевич), еп. Владимирский , Свт. Серапион, еп. Владимирский , Вел. кн. Ярослав Всеволодович.

ПОЩУПОВО (СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ РЯЗАНСКОЙ)

Свято-Иоанно-Богословский монастырь считается самым древним на Рязанской земле. Согласно преданиям, его основали в конце XII – начале XIII века греческие монахи. С собой иноки привезли древнюю икону Иоанна Богослова, ставшую главной святыней монастыря и прославившуюся многими чудесами. Одно из самых известных – спасение Иоанно–Богословской обители от разорения ордами хана Батыя. В декабре 1237 года, уничтожив Рязань, татары шли по льду замерзшей Оки, и монастырь лежал прямо на их пути. Но в сонном видении хану Батыю явился грозный старец и не велел трогать обитель

Устрашенный Батый с миром пришел к инокам, а, увидев чудотворный образ Иоанна Богослова, узнал того старца и привесил к иконе свою золотую печать. Печать эта сохранялась при иконе на протяжении более чем 400 лет и была использована в 1653 году на позлащение большой водосвятной чаши.

Монастырь многое пережил на своем веку. Неоднократно его разоряли набеги крымских татар, но всякий раз монастырь отстраивался заново. Периоды расцвета чередовались с обнищанием и упадком. Страшное разорение, как и другие русские святыни, обитель пережила в советские годы. Монастырь ограбили, в 1931 году арестовали братию,а в соборном храме устроили клуб, пол которого, устлали вынутыми из иконостаса иконами... Имущество обители было разворовано, ценнейшая библиотека сожжена, часть икон и утвари перешла в распоряжение областного музея.

Монастырь передали церкви в 1988 году в состоянии полной разрухи. И началось возрождение древней обители.

В центре монастыря расположен Иоанно-Богословский собор. Собор был восстановлен и освящен в 1989 году. В подклете Иоанно-Богословского собора под алтарем устроен однопрестольный храм, освященный во имя преп. Серафима Саровского, священномученника Иувеналия архиепископа Рязанского, и всех новомученников и исповедников Российских. В этом храме находятся раки с останками трех последних настоятелей обители, обретенными в 1992 году.

Справа от Иоанно-Богословского собора расположен выстроенный в 1968–78 годах братский корпус с трапезной, на третьем этаже которого находится однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца. В этом храме хранятся многие монастырские святыни.

Другой собор Иоанно-Богословского монастыря – Успенский – построен в 1862–70 годах на месте обветшавшего старого храма. В советское время в этом храме устроили гараж для сельхозтехники. Уже в наше время специалисты оценивали его состояние словами: «восстановление не представляется возможным». И все же собор был восстановлен. Его внутреннее убранство украшает великолепный фарфоровый иконостас.

С юга монастырский двор замыкают настоятельские покои – небольшое здание, выстроенное в традиционном русском стиле, с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», Архангела Гавриила и великомученицы Варвары. В этом доме жил архимандрит Авель (Македонов) – первый наместник возрождаемой обители. После его кончины здесь устроили музей.

В монастыре пребывают многие святыни: частицы мощей святых, чудотворные иконы.

Главная святыня монастыря – чудотворный образ Иоанна Богослова – в 1931 году исчезла, по воспоминаниям местных жителей его спрятали монахи. Образ до сих пор не найден, но в монастыре есть чтимые списки с этой иконы.

Неподалеку от монастыря расположен святой источник и прекрасная новая купальня. В монастыре собрано множество свидетельств, в том числе и современных, повествующих о чудесных исцелениях, связанных с этим источником.

Рядом с источником находится пещера. Она еще очень мало исследована. Исторической информации о ней не сохранилось. Вопрос о времени основания пещеры остается открытым. Существует несколько версий, по одной из которых пещера основана после перенесения монастыря в Пощупово в 1628 году (до этого он находился в каком–то другом месте, но где именно – неизвестно). По другой здесь существовал пещерный монастырь, возникший значительно раньше. Возможно, именно на этом месте поселились первооснователи монастыря.

ВЫША (СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ РЯЗАНСКОЙ)

Свято-Успенский Вышенский женский монастырь .Обитель основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. В 1724 году обитель была приписана к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю, а с 1764 года вновь обрела самостоятельность, тогда это был мужской монастырь. С начала же XIX века, когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом, начинается период возрождения Вышенской пустыни. Приглашенный Владыкой Феофилом из Саровской обители старец Тихон отстроил Вышенский монастырь почти заново. За годы его настоятельства (1800-1844 годы) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе.

В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня. Там он ежедневно совершал Литургию один, начиная с первого дня своего затвора и кончая последним днем своей жизни в 1894 году. Святитель Феофан, Затворник Вышенский - автор многочисленных духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина.

В 1920-х годах Вышенский монастырь был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены.

В 1990 году часть зданий монастыря передана Церкви для организации женской обители. Насельницы поселились в 5 километрах от Выши, в бывшем имении обер-камергера Е. Д. Нарышкина "Быкова Гора" (конец XIX века).

После канонизации святителя Феофана Затворника в 1988 году его мощи перенесли в единственную тогда близлежащую действующую церковь в селе Эммануиловка, а 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана обратно в Вышенскую обитель. В настоящее время монастырь активно возрождается, ведётся восстановление здания, где пребывал в затворе святитель Феофан Затворник Вышенский.

Святыни:Мощи святителя Феофана Затворника, Казанская Вышенская икона Пресвятой Богородицы.
Сайт монастыря - www.svtheofan.ru

РЯЗАНЬ (СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ РЯЗАНСКОЙ)

Рязанский кремль – историческое ядро города, самая древняя его часть. Поселение на этой территории существовало еще в эпоху бронзы и раннего железного века. А в конце XI века, в северной части кремлевского холма, в удобном для обороны месте возникает славянская крепость, положившая начало городу Переяславлю Рязанскому. Летописных известий о заложении города Переяславля нет, поэтому временем его основания, опираясь на сообщение из Следованной Псалтыри XV-XVI вв., считается 1095 год.

Свое теперешнее название город Рязань (так он называется с 1778 года) воспринял от первой, более древней столицы Рязанского княжества – Старой Рязани, которая была разрушена татаро-монгольским нашествием в начале XIII века, в декабре 1237 года. С 1922 года на территории кремля располагается музей – один из старейших в России, который ведет свое начало с 1884 года.

Сайт кремля: www.ryazankreml.ru
- Скорбященский храм города Рязани. Первоначальный православный кладбищенский храм был построен вскоре после того как в1784 году под очередное городское кладбище была отведена земля за городской чертой. Новый каменный храм был построен в 1807году на средства мецената надворного советника купца Петра Алексеевича Мальшина. В храме были устроены три придела: главный – в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», правый – во имя праведного Алексия, человека Божия, и левый – во имя преподобного Онуфрия Великого. Рядом с храмом на средства того же Мальшина был построен дом для причта. Предназначение храма отразилось в его архитектурном решении и на характере внутреннего оформления. Небольшие размеры храма, камерность и уютность интерьера, призваны были успокаивать и утешать молящегося - в некоторых старых источниках храм даже носит название "Всех скорбящих Утешение". Иконостас храма был написан в 1878 году. Стены были расписаны известным рязанским иконописцем Николаем Васильевичем Шумовым.Скорбященская церковь всегда оставалась действующей. В период атеистических гонений этот храм некоторое время был единственным действующим храмом на территории Рязани. До сих пор на его колокольне сохранились колокола, отлитые в начале 1800-х годов, а внешний вид и внутреннее убранство с тех пор не изменились.Святыни храма: Чтимый список иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»; Список Тихвинской иконы Божией Матери, оклад которого мастерски вышит бисером неизвестными мастерицами; Икона вмч. Пантелеимона Целителя с частью мощей святого.
- Николо –Ямской храм города Рязани. На самой крайней северо-воcточной окраине города Рязани, за Рыбной слободой, на береговой возвышенности реки Трубежа близ впадения в Оку была некогда церковь Николая Чудотворца, именуемая в народе «Никола Мокрый». И потому, что это населенное место как бы выдвинулось или «выползло» на край города, называлось оно Выползовой слободой. Никольский храм («Никола Мокрый») существовал до конца XVIII века. В памяти многих рязанцев сохранилось предание, что архиепископ Симон (Лагов) в храмовый праздник в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари («Николы Вешнего») отправлялся служить в этот храм по Трубежу на лодке, так как сухого пути к нему не было.В 1786 году Никольская церковь на этом месте была упразднена и перенесена сначала в Староямскую — Николодворянскую — церковь, а затем в начавшуюся строиться Никольскую церковь в новой Ямской слободе. Каменный Николо-Ямской храм по данным клировых ведомостей построен в 1788 году. С годами храм ветшал, и его несколько раз поновляли. Вновь построенный Никольский храм в Ямской слободе был необычайно красив и изящен, его колокольню видели издалека, а колокольный звон разносился на всю округу.Рязанские ямщики... Многие из них занимались извозом в Москве, но не забывали свой город и родной храм. На собранные средства они заказывали иконы и дарили их храму. В Николо-Ямской церкви были свои святыни: «икона Св. Николая и св. Марона древние были и почитаемы» (клировые ведомости за 1901 и 1915 годы). И стекался народ в праздники в храм, пока пришли другие времена...Печальной была история Николо-Ямской церкви, как и других в период «отделения церкви от государства». Болезненным было изъятие в 1922 году из храма церковных ценностей. Но тогда он еще жил — в нем продолжались богослужения. В 1935 г. Николо-Ямская церковь была закрыта. Никольскому храму «повезло», не разрушили, «храм закрыли и завалили его внутри капустой и прочими овощами из колхоза», — вспоминал С.Д. Яхонтов. Внутри и снаружи храм был перестроен.... Но храм дожил до светлого дня, когда осенью 1996 года его передали в ведение Рязанской епархии. Николо-Ямская церковь стала подворьем Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря. Митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном (в то время еще архиепископом) Никольский храм был освящен уже 4 декабря 1996 года. Храм возрождается… Здесь чтят традиции прошлого, здесь рождаются новые, о которых знает вся Рязанская епархия: изучение истории Православия, крестные ходы и паломнические поездки к святыням епархии.Главная святыня храма — честные мощи блаженной Любови Рязанской, месточтимой святой, горячо почитаемой всеми верующими, но особенно рязанцами, и образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей — к нему стекаются люди со всех уголков Рязанской земли.

КОЛОМНА

Коломна, один из древнейших городов Московской области. Её многовековая история отражена в сотнях памятников гражданского, оборонного и культового зодчества XIV – XIX веков. Особую архитектурную и историческую ценность представляют 19 храмов и три монастырских комплекса, расположенные на территории города, из которых 5 храмов и два монастыря находятся в коломенском кремле. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь расположен на берегу Москвы-реки в центре древнего кремля Коломны. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.

Архиерейское подворье особенно преобразилось в конце XVII в. при архиепископе Коломенском и Каширском Никите. Им были выстроены все основные здания ныне существующего комплекса.

Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 г., после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она имела 10 монастырей и 931 церковь.

Еще в 1728 г. в Коломне (согласно регламенту 1721 г.) было положено основание учреждения Духовной семинарии, окончательно организованной епископом Киприаном в 1739 г. на территории архиерейской резиденции. Учениками ее были дети местного белого духовенства. Лучшие из учеников посылались иногда в Московскую семинарию, причем Коломенский епископ Гавриил (Кременецкий) обязывал их, по окончании ими курса, учить в родной семинарии. Среди питомцев Коломенской семинарии следует отметить великого святого Филарета (Дроздова), митрополита Московского, и публициста 1870-х гг. Н.Гилярова-Платонова.

В 1799 г. вышел указ императора Павла I о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенскую епархию упразднили, а архиерея перевели в Тулу. В Коломне остался древний Архиерейский дом, пустой и без способов поддержания. Митрополит Московский Платон в 1800 г. решился перевести сюда часть братии из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

О статусе штатного мужского монастыря говорит тот факт, что ему присвоили второй класс, позволявший содержать до 17 монахов, и все настоятели, начиная с первого - отца Варлаама, имели сан архимандрита. К монастырю были приписаны обе соборные церкви: Успенская и Тихвинская.

При архимандрите Арсении (Козиорове) к северному торцу Ариерейского дома он пристроил кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Покровская). Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади. В 1825 г. архимандрит Арсений возвел 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол на ней весил 259 пудов и 32 фунта. В 1871 г., по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, монастырь был преобразован из штатного в общежительный.

Монастырь был закрыт к 1920 г., но службу в храме исполняли, как в монастыре, и сюда стекалось много верующих.

В корпусах монастыря в разное время размещались разные учереждения и десятки лет древние здания эксплуатировались на износ. Новые хозяева прорубали дверные проемы, ставили многочисленные перегородки. В начале 1980-х гг. большая часть жителей была выселена. Разграбленные храмы и корпуса пришли в запустение, монастырское кладбище было осквернено.

Монастырь возвратили Русской Православной Церкви в 1989 г. для создания в нем женской общежительной обители. В возрождающейся обители первое богослужение было совершено в Троицком храме на праздник Сретения Господня 15 февраля 1989 г. С тех пор этот храм стал символом возрождения духовной жизни в Коломне.

В 1990 г. по благословению митрополита Ювеналия в подклете Троицкого храма была освящена церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Своды храма расписаны усилиями сестер, а в 1999 г. установлен уникальный керамический иконостас, выполненный в монастырской керамической мастерской. Фрески на сводах храма отображают жития русских святых. Внутреннее убранство храма гармонично дополняют паникадило и настенные светильники из керамики. Ежедневно в храме совершаются различные требы - молебны, панихиды.

По благословению Владыки митрополита, сестры своими руками подготовили к освящению Покровский храм. Сейчас храм украшает резной иконостас из красного дерева. Проект иконостаса выполнен иконописной мастерской монастыря. В Покровском храме находятся чтимые святыни обители - частицы мощей: святого апостола и евангелиста Луки, великомученика Пантелеимона, первомученика архидиакона Стефана, великомученика Георгия Победоносца, преподобногоАвраамия, архимандрита Ростовского, благоверного великого князя Александра Невского, мученика Иоанна Воина, благоверных князей Петра и Февронии, мученика Иоанна Нового, великомучениц Ирины и Варвары, мученицы Татианы, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, блаженной Матроны Московской, праведного Федора Ушакова.

В 2001 г. в монастыре воздвигли деревянную часовню в честь святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии Узорешительницы. Троицкий храм также постепенно преображается .

По мере восстановления монастыря, стали развиваться мастерские. Самая удивительная - керамическая. Развивается иконописная мастерская, сестры учатся на факультете церковных художеств по специальности монументальное искусство в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте, где изучают традиции фресковой живописи. Совместными трудами сестер были вышиты: плащаница Успения Божией Матери, пелены для иконостаса храма блаженной Ксении Петербургской, иконы для часовни святого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Анастасии, хоругви, богослужебные облачения и многое другое.

В Свято-Троицком монастыре с 1997г. открыт Православный Медицинский центр в честь блаженной Ксении Петербургской.

По благословению митрополита Ювеналия в монастыре для многочисленных гостей и паломников действует музей, в котором представлены работы керамической, вышивальной мастерской, а также фотоэкспозиция об истории и жизни монастыря.

КОЛЮПАНОВО

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием Вторым и является одним из молодых строящихся православных монастырей. Однако история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом. По преданию, в 1695 году, в Колюпанове, был выстроен новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери Казанская. Он существовал до 1779 года, так как сгорел от удара молнии. После пожара приступать к постройке в Колюпаново храма не было разрешено, и тогда...спасенная от пажара икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви с. Фомищево и явилась на березе против сгоревшего храма.

Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме и стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой же иконы. Храм строился на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина и в начале 1783 года постройка была окончена. Икона Казанской Божией матери с большим торжеством была перенесена в новый храм и помещена в иконостасе.

Именно в этом храме в июле 1855 года погребена блаженная старица Евфросиниия Христа ради юродивая княжна Вяземская. Евфросиния происходила из знатного рода; она была урожденная княжна Вяземская. Образование получила в Санкт-Петербурге, в Смольном институте, по окончании коего была любимой фрейлиной при дворе Императрицы Екатерины Великой. Придворная жизнь угнетала её, и она решила покинуть Царское Село и провести остальную жизнь в подвигах. Имитируя утопление и переодевшись в бедное рубище, пошла они странствовать, добровольно презревши мир со всеми его благами. Сама старица рассказывала, что была она жила в монастыре и доила коров, была в просфорне. Распяв трудом свою плоть, старица могла вступить в молитвенный подвиг. Она пришла в Москву к митрополиту Платону. Митрополит благословил Евдокию на подвиг юродства и она до конца жизни его соблюдала. Митрополит Платой отослал её с собственноручной запиской к игумений в Серпуховской Девичий монастырь. Окончив 1-й выпуск Смольного института, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. Трудным был путь подвижницы. В начале 40-хгодов девятнадцатого века блаженная Евфросиния приехала на жительство к помещице Наталии Алексеевне Протопоповой в Колюпаново, здесь она оставалась до самой блаженной кончины своей. Подвиги ей были поистине велики. И лишь одни бессловесные были их свидетелями. Чудеса прозорливости и подвигов блаженной старицы изложены в её жизнеописании.

Храм, в котором в 1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года, а в 1931 году его сожгли, не оставив ни одного камешка на воспоминание. Осталась поляна, окруженная лесом, где благочестивыми людьми сохранилась могила святой. Сейчас на территории монастыря 2 храма. В одном из склонов оврага в окрестностях с. Колюпаново блаженная собственными руками ископала небольшой кладезь, и когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: "Берите воду из моего кладезя и будете здоровы". Память о блаженной Евфросинии живет в народе. На источник, выкопанный столетней старицей, приходили люди, молились и получали исцеление. Источник расположен на берегу Оки. На святом источнике 2 купальни. Вода в источнике целебная. Очень много исцелений от рака и слепоты
Не раз при своей жизни предрекала блаженная без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала места будущих монастырских зданий.

Святынями монастыря являются мощи блаженной Евфросинии Христа ради юродивой, Святой источник блаженной Евфросинии. С каждым годом увеличивается число паломников. По молитвам Святой и по вере своей многие получают исцеление души и тела.

CЕРПУХОВ

В г.Серпухове два монастыря, каждый имеет свою историю и свои Святыни и каждый имеет Святую икону «Неупиваемая Чаша». Для многих непонятно наименование иконы «Неупиваемая Чаша». В самом деле, что же означает сие наименование? Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша — это неистощимая Чаша радости, утешения, исцеления, жизни, вообще неистощимый источник всяких духовных дарований, «Чаша, черплющая радость», как сказано в акафисте Пресвятой Богородице. Очевидно, что в таком смысле именование Матери Божией Неупиваемою Чашей вполне благолепно. И можно увидеть глубокий внутренний смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» соделалась источником спасительных надежд и исцелений для многих одержимых страстью винопития. Матерь Божия молится за всех грешников, всем хочет спасения. Она, Милосердная, видит и страдания предающихся пьянству, видит, что многие из них искренне хотят избавиться от этого жестокого тирана, исцелиться от губительной болезни, но не находят в себе сил бороться и победить врага. И Матерь Божия Своею святою иконою «Неупиваемая Чаша» говорит всем этим страдальцам, как бы вслух, чтобы обращались они за помощью к Ней, Царице Небесной. Она есть неистощимый источник радости духовной, Она изольет в их сердца из Своей Неоскудеваемой Чаши духовных дарований небесную усладу, после чего им станет ненавистна и противна та губительная чаша вина, которая прежде так неодолимо влекла их к себе. Несчастные страдальцы, предающиеся страсти пьянства! На всяком месте и на всякое время прибегайте к всемощному заступлению Царицы Небесной. Если хотите быть здоровыми, положите себе за правило хотя бы трижды в день прочитывать ей Ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Сколь ни сильна была бы у вас закоренелость страсти, она будет бессильна против небесной помощи Матери Божией: никто же притекает к Ней тощь и не услышан исходит. Концом же всего, бедный страдалец, будет радостное спасение твое и всего дома твоего. Богу же нашему слава, даровавшему нам, грешным, такую крепкую Помощницу, Утешительницу, Милостивицу — Матерь Свою.

Введенский Владычный женский монастырь, в нем находится Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленная в Серпуховском Владычнем женском монастыре в 1878 году, помещалась, как и гробница преподобного Варлаама, в соборном храме, в особо устроенном иконостасе. Со времени явления она имела большую известность, перед нею молились не только жители города Серпухова и приезжие из других мест. С 1919г. местонахождение иконы не известно.

Святыней монастыря является и чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», а так же храмовая чудотворная икона святого великомученика Георгия (по преданию перед ней сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии), а также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина и чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского. 

Высоцкий мужской монастырь.

Бесчисленные паломники притекают к этому всероссийскому известному чудотворному образу, который находится в Покровском храме обители, с верою и надеждою прося помощи у Царицы Небесной в исцелении телесных и душевных недугов, в особенности страсти пьянства, наркомании и курения. "И не тщетны отходят, Пречистая, от Неупиваемыя Чаши Твоих Божественных дарований", о чем свидетельствуют многие драгоценные дары, принесенные в благодарность за исцеление, которые украшают святой образ. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Покровском храме Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Написана иконописцем А.Соколовым с благословения архимандрита Иосифа в 1993 году. Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех тех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед Ее святой иконой. Братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем приходящим в святую обитель. Самое торжественное богослужение перед иконой Небесной Заступницы совершается в день празднования ей — 18 мая (по новому стилю).

Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря являются мощи преподобного Афанасия Младшего. , которые почивают в Покровском храме в золоченой раке. Он издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова. Как раньше, так и в наше время преподобный подает всем с верою прибегающим к его многоцелебным мощам свою благодатную помощь. В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов, поэтому в 2004 году на Архиерейском Соборе было совершено его всероссийское прославление. День памяти - 25 сентября, а также в среду Светлой седмицы.

В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия, который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах. В Зачатьевском соборе монастыря находится чтимый образ Божией Матери "Взыскание погибших", список с чудотворной Боровской иконы Пресвятой Богородицы, которая до революции во время эпидемий холеры Крестным ходом неоднократно приносилась в Серпухов и очень почиталась жителями, так как не один раз спасала город от смертоносной болезни. В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных начиная с первых веков христианства и до наших дней.

С. КЛЫКОВО

Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалеку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой: березовые рощи, обширные поля, луга, реки: Жиздра и Серена. Монастырь в Клыково действует с недавних пор, но история обители связана с событиями, имевшими место много раньше. Там, где сегодня - село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша - выдающийся русский просветитель домон­гольской поры.

После Пасхи 1923 года храмы Свято - Введенской Оптиной Пустыни были запечатаны, а многие священ­нослужители арестованы, а в 1924 году часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. О Пантелеимоне (в миру Платоне Григорьевиче Шибанове) известно немногое.В 1937 году он был обвинен в контр­революционной деятельности и расстрелян, а храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт.

Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви в весьма плачевном состоянии.. В 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье и сформирована монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни. С передачей храма начались восстановительные работы. Ныне монастырь имеет кроме главного Храма в честь Спаса Нерукотворного, домовой храм в честь Новомучеников Российских в земле Русской просиявших. В обители хранятся частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, святителей, священномучеников, великомученников, мучеников, преподобномученников, преподобных, Оптинских старцев. Рядом с Никольским пределом – могила праведницы, прозорливой старицы схимонахини Сепфоры, нашей современницы. Чуть в сторону - её келья, куда можно войти и получить благословение замечательным образом… Много монахов и мирян имели от нее духовное окормление и утешение в скорбях. Для всех Матушка открывала дверь ко спасению. Историю ее жизни и о помощи матушки в житейских нуждах можно узнать на сайте монастыря. Чтобы лучше понять благодатную силу старицы нужно купить аудикассету и услышать ее голос. Историю ее жизни и о помощи матушки в житейских нуждах можно узнать на сайте монастыря.


Сайт монастыря: www.klikovo.ru

ШАМОРДИНО

Поездка предусматривает посещение Свято-Казанской Шамординской женской обители. Это удивительное святое место, которое прп. Амвросий основал для неимущих женщин. Все здесь хранит память о заботах старца по устроению монастыря, его последнем пребывании у сестер обители, все дышит его святой молитвой по сей день.Пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства.

Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители и порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения и указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие и уже к началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки.

В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Духовно укрепленные оптинскими старцами, сестры смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца.

Знаменательным событием в истории Шамординского монастыря стало восстановление и освящение Казанского собора в августе 2005 г. – главного храма обители. Вас не оставят равнодушными мастерство и великолепие изготовленных руками сестер иконы.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в ней подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. По завету преподобного не один паломник не уйдет без трапезы.

Доступные для посещения храмы:

Казанский собор. Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия.
Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского. В прошлом веке на этом месте располагался дом-келья, в которой, приезжая в обитель, жил Старец. Сюда приходил старый и малый, богатый и убогий. В этом доме батюшка Амвросий отошел ко Господу 10/23 октября 1891 года. После смерти стараниями духовного чада С.В. Перлова над этим домом был построен кирпичный футляр.Место упокоения настоятельниц обители. За алтарем Казанского собора находятся могилки настоятельниц обители. До начала 20-х гг. XX века на этом месте была усыпальница, устроенная в 1910 году по проекту губернского инженера Б. А. Савицкого стараниями благотворителя монастыря Сергея Васильевича Перлова..На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская», «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского

Сайт монастыря: www.shamordino-m.ru