ЕДИНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
    ВОЛГОГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ ИМЕНИ БЛАГОВЕРНОГО
    ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО 
         по благословению митрополита Волгоградского и                         Камышинского ГЕРМАНА

 

СЕРАФИМОВИЧ (СВЯТЫНИ ВОЛГОГРАДСКОГО КРАЯ)

Одним из исторических мест города является Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Это своеобразная жемчужина донского края С момента своего основания в 1638 г. донской “Межигорский монастырь” предназначался для донских казаков. Он был расположен на склоне высокого плоскогорья, в земле представлявшую обширную, однообразную низменную степь, почва солонцеватая и малоплодородная, но богатая лесами. Появлению здесь казачества с давних времён способствовали Аланы, Гунны, Хазары, Печенеги, Половцы, которые здесь проходили, оседали и перемешивались между собой.

В IX в., когда начало образовываться Русское Государство, Русь посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий и способствовали здесь распространению Православия. Придонские земли вошли в его состав. В XI в. между Славянами и Половцами происходили частые стычки, но при мирных отношениях, они вступали в родственные связи и тем самым вносили в их языческую среду христианский уклад жизни. В 1265 г. здесь была учреждена Саранская епархия, в которую вошло всё пространство между Волгой и Днепром.

На рубеже XV - XVI вв. сюда стекаются беглые крестьяне от феодально-крепостного гнета. Пришлый народ заселяет Донскую землю, по берегам нижней Волги и реки Яика(Урала) и полагают основу вольному казачеству, впоследствии переименованного в Уральское. В 1570 г., при Иоанне Грозном, Донское казачество было признано официальным. Во второй половине XVI в. в труднодоступных местах появляются первые постройки и основано 4 городка, в том числе и г. Медведицкий в 1595 году (ныне г. Серафимович). Казаки обороняли Российскую Землю от набегов враждебных соседей. Имея Веру, но, не имея в своей среде ни храмов, ни священников они поддерживали связь с иеромонахами Киевского Межигорского монастыря (монастырь на берегу Днепра в 19 верстах от Киева), где совершались частые молебствия и напутствия казаков. В XVII в. уже на Дону появляются три группы монастырей: Черкасские, Полковых казаков, и Донских казаков.Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. В 1638 г казаки испросили у Войскового округа землю под монастырь, недалеко от устья реки, Медведицы, в балке "Межигорской пустыни". Обитель находилась под покровительством Войскового округа. В XVII в. осуществляющиеся набеги со стороны татар, сделали необходимым условием перенести монастырь в безопасное место на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы. С 1652г, по благословению Патриарха Никона, начинается строительство монастыря. Предполагалось, не отлагая времени освятить храм в честь Преображения Господня, но сложившиеся обстоятельства воспрепятствовали благому намерению, которое было совершено, только спустя пять лет. Монастырь имел большое значение для казачества, служа оплотом Православия и защиты Отечества на окраине Донской земли. Обитель не только принимала, но и снабжала казаков снаряжением для несения царской службы.В середине XVIII в. монастырь потерпел стихийное бедствие. От весеннего разлива рек Дона и Медведицы талые воды подмывали почву и от этого оседали здания, трескались стены и обитель медленно сдвинулись и сползла в разлившийся Дон. Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре и был построен монастырь в 1754 г. Возведен храм в честь Преображения Господня с пределом Донской иконы Божией Матери.По ходатайству, Святой Синод указом от 9 июня 1785 г велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский. Это преобразование объясняется тем, что донских женщин не удовлетворяла жизнь в девичьем собрании и отсюда их желание иметь женскую обитель. А так как уже было три мужских монастыря Кременской, Мигулинский и Усть-Медведицкий, то и было решено преобразовать Усть-Медведицкий, а спустя три года (1788г), указом императора, было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь, который был сведен до положения приходской церкви.Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена.Особенно прославилась подвигами веры и благочестия игум. Арсения. Родившаяся в богатой и знатной семье помещика М. С. Себрякова, она в юном возрасте решила удалиться в монастырь. 30 дек. 1850 г. Себряков привез 17-летнюю дочь Анну в Усть-Медведицкую обитель и через 4 года она была пострижена с именем Арсения. Юная, изящная, красивая, она вызывала в сердцах простодушных инокинь благоговейное чувство, казалась им Ангелом Божиим. Жизнь вела самую строгую, подвижническую. Она написала плащаницу и 6 больших икон. В 1863 г. по просьбе сестер мать Арсения приняла начальство над монастырем. При ней монастырь достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище. В 1871г. иг. Арсения обратилась с прошением к Архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. К началу 1877 г. были сведены под главный купол каменные и кирпичные кладки, и поставлены белые мраморные колонны. В 1885 г. было завершено строительство храма и в сентябре освящен главный предел Казанской иконы Божией Матери и придел в честь апп. Петра и Павла. В этот же период иг. Арсения принялись за основание пещер подобно Киево-Печерским, помогали ей в этом ее духовные дочери Никодима, Агния и Викторина. В пещерах, она думала устроить церковь, на что ей не хватило сил, теперь там лежит плита "Покаяния". Вход в пещеры начинается из притвора Арсеньевской церкви. Над входом в пещеры изображен "Страшный Суд" в глубине пещер над другим входом располагается икона "Вход Господень в Иерусалим". Пещеры ориентированны на юг в гору. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. В 30-х гг. пещеры были засыпаны, в 70-х гг. местные жители раскопали заваленные входы. Как было сказано раньше, в пещерах лежит каменная плита, по своим размерам не большая, но тяжелая и прочная. На ней видны глубокие отпечатки ладоней и колен.
После окончания строительства Казанского Соборного храма, Арсения приступила к внешнему благоустройству обители. В 1904-1905 гг. иг. Арсения тяжело заболела, все чаще помышляла о смерти и не желала, чтобы кто-либо присутствовал в момент ее смерти. 25 июня 1905 г. она отправилась в паломническую поездку в Саровскую пустынь на поклонение мощам прп. Серафима. 21 июля по принятии Святых Тайн, она думала всё-таки вернуться назад. Вернутся ей было не суждено, вечером того же дня, иг. Арсения преставилась на 72 году жизни. Тело почившей было перевезено в родную обитель. Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в Арсеньевской церкви. Это нижний храм в честь прп. Арсения Великого. Над могилой иг. Арсении воздвигнули памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной на нем "Смоленской ик. Божией Матери" и возжена лампада. За свое сорокалетнее управление иг. Арсения неоднократно получала благословение Святого Синода. В 1910 г. монастырь по-прежнему сохранял свое положение второго класса. Монастырь был закрыт в 1927 г. Две церкви, находящиеся на территории монастыря, закрыты в 1929 г. За все время существования Сов. власти в монастыре располагалась деская колония, электростанция, зерносклад и пионерский лагерь.Во время великой Отечественной Войны 1942-1943 гг. монастырь стал местом тяжелых боев, а в годы бесхозного состояния, немалый ущерб храму монастыря нанесли случайные "недоброжелатели".В 1991г. Св. Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия и по ходатайству архиепископа Германа было постановлено: "Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии". В 1992 г. монастырь начинает свою восстановительную деятельность, а в августе 2001 г. преобразован в женский.Проход на территорию монашеской обители в заборе сделан через часовню, которую должен пройти каждый прихожанин, желающий посетить святое место. В.монастыре вам расскажут об исцелениях и других чудесах, связанных с пещерами и камнем. Сейчас всё больше увеличивается поток паломников, приезжающих на поклон святыням Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря из разных районов области и дальних уголков нашей необъятной Родины.